The Dark Lions Forum

Объявление

Внимание!!! Мы переезжаем!!! http://thedarklions.clan.su/

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » The Dark Lions Forum » Холодное оружие » Катана


Катана

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

Катана (яп. 刀) — двуручный изогнутый японский меч длиной 95—120 см (сам клинок 68 см, но в любом случае для катаны больше двух сяку). Наряду с коротким мечом вакидзаси входил в комплект вооружения самураев.

Японские мечи хранили на специальной подставке — Катанакакэ.

Дай-Сидзи (кокатана) — это короткая катана, входящая вместе с обычной катаной в снаряжение самурая. Рукоять Дай-Сидзи прямая, клинок мало изогнутый. Экземпляр крепился на поясе или за спиной.

Рукоять катаны имеет длину в 3,5 кулака. Ширина лезвия около трёх см, толщина спинки — 5 мм, само лезвие затачивалось до остроты бритвы. Рукоять обтягивают кожей ската или другим материалом, с тем чтобы она не скользила в руках. Вес катаны 1—1,5 кг.

Хамон — линия закалки лезвия у катаны, различается несколько десятков типов хамонов, обычно выглядит как волны на режущей кромке.

Самые древние катаны, сделанные мастером, также, как и ножны для катаны, украшались орнаментом и передавались из поколения в поколения как семейная реликвия. Особенно ценятся катаны, на которых есть Мэи — клеймо с именем известного мастера и годом изготовления.

Катана являлась ритуальным оружием. Толчок катаной катаны другого самурая считался смертельным оскорблением, за этим следовала схватка или харакири владельца второй катаны, а чтобы нанести оскорбление всем присутствующим, надо было лишь чуть вытащить катану из ножен. Катана была дорогой, изготовлялось довольно долго и требовала много внимания.

0

2

Дайсё
Дайсё (яп. 大小, букв. «большой-малый») — пара мечей самурая, состоящая из сёто (короткого меча) и дайто (длинного меча). Длина дайто — более 66 см, длина сёто — 33—66 см. Дайто служил основным оружием самурая, сёто — запасным и дополнительным оружием, применявшимся в ближнем бою, для отрубания голов или харакири. Обычай ношения двух мечей окончательно сложился в XVI веке.

Дайсё использовалась исключительно самурайским классом. Этот закон свято соблюдался и неоднократно подтверждался указами военных лидеров и сёгунов. Дайсё была важнейшей составляющей костюма самурая, его сословным удостоверением. Воины относились к своему оружию соответствующим образом — бережно следили за его состоянием, держали подле себя даже во время сна. Другие классы могли использовать сёто или дайто по отдельности. Самурайский этикет требовал снимать длинный меч при входе в дом (как правило, он оставлялся у слуги либо на специальной подставке), короткий меч самураи всегда носили при себе и использовали в качестве личного оружия.

Отредактировано Nikko (2007-11-07 20:28:12)

0

3

До XIV в. катаной назывался длинный кинжал или короткий меч, заткнутый за пояс. В это время катана выполняла роль сёто. В качестве дайто использовался меч тати. В XIV—XV вв. в Японии закрепился метод ношения мечей за спиной лезвием вверх. Оружие вынималось из ножен сверху вниз как левой, так и правой рукой. В этот период катаной стал называться длинный меч (соответственно, катана стала выполнять функцию дайто). В качестве сёто стал использоваться короткий меч вакидзаси.

Таким образом, дайто и сёто являются классами мечей, но не названием определённого оружия. Это обстоятельство послужило причиной неверного употребления данных терминов. Например, в европейской и отечественной литературе катаной ошибочно называется только длинный меч (дайто).

0

4

Вакидзаси (яп. 脇差) — короткий традиционный японский меч. В основном использовался самураями и носился на поясе. Длина клинка — от 30 см до 61 см. Общая длина 50—80 см. Клинок односторонней заточки, малой кривизны. Вакидзаси похож по форме на катану. Его носили в паре с катаной, также затыкая за пояс лезвием вверх.

Вакидзаси изготавливался с дзукури различной формы и длины, обычно более тонким, чем у катаны. Степень выпуклости сечения лезвия (нику) вакидзаси намного меньше, поэтому по сравнению с катаной этот меч резал мягкие объекты более резко. Рукоять вакидзаси обычно квадратного сечения.

В паре дайсё (два основных меча самурая: длинный и короткий) вакидзаси использовался в качестве короткого меча (сёто).

Самураи использовали вакидзаси в качестве оружия тогда, когда катана была недоступна или неприменима. В ранние периоды японской истории кинжал танто носился вместо вакидзаси. Входя в помещение, воин оставлял катану у слуги или на катанакакэ — двухъярусной деревянной подставке. Вакидзаси всегда носился при себе, служа личным оружием самурая. Буси часто называли этот меч «хранителем своей чести». Опытные самураи использовали вакидзаси в бою как второе оружие — для нанесения неожиданного удара. Катана при этом удерживалась в главной руке и служила основным оружием.

Также вакидзаси использовался для совершения ритуального самоубийства (сэппуку) — если у самурая отсутствовал предназначенный специально для этой цели кинжал кусунгобу — и для мелких повседневных дел.

В отличие от катаны, которую могли носить только самураи, вакидзаси был разрешён купцам и ремесленникам. Они использовали этот меч в качестве полноценного оружия, ибо по статусу не имели права носить катану

0

5

Айкути, айкучи (яп. 合口, 匕首) — короткий кинжал или нож, использовавшийся самураями более всего в XV веке. Во время ближнего боя айкути применялся, чтобы нанести противнику последний удар, после того, как тот повергнут на землю.

Заточенный с одной стороны клинок имеет слегка изогнутую форму. Для айкути характерна длина лезвия до 1 сяку (= 30 см), а также отсутствие цубы (гарда). Фактически айкути это танто без цубы.

0

6

Любители восточных единоборств и холодного оружия любят вдоволь поговорить на тему исключительного качества японских клинков. Мол, рубят эти мечи и камень и железо, и при этом не тупятся и не ломаются.

Еще бы! Если судить по дешевым фильмам о ниндзя, то и куются такие супермечи из любого железа за одну ночь, где-нибудь на задворкам Бронкса.

Однако реальность намного сложнее и, как бы точнее выразиться, прозаичнее: Как ни старайся, а законы природы пока не удалось никому изменить. Не может острый как бритва клинок разрубить железный доспех, а уж тем более камень, без повреждения.

Даже сделанное из победита острие зубила при ударе о камень притупляется!
Японские мечи считаются одними из лучших в мире. Велик соблазн обсудить этот вопрос с пристрастием.

Думаю, что без эпатирующей славы самураев, многократно воспетой и изуродованной Голливудом и Гон-Конгом, все могло быть иначе.

Я считаю, что булатные клинки Индии и забавы кшатриев, на спор одним ударом вгонявших мечи в землю, а также кодекс чести тех же кшатриев и их благоговейное отношение к мечам могли бы быть воспеты не менее помпезно.

А чем хуже русские казаки, мадьяры :Я отвлекся, но, будучи сам увлечен японскими мечами, вижу распространенное наивное превознесение суровой средневековой японской действительности и японского оружия.
Большая группа иллюзий в отношении японского меча вызвана катастрофическим недостатком знаний, их фрагментарностью и поверхностным изучением восточных единоборств.

Чтобы понять феномен японского меча, столь важного элемента духовного мира японцев, желательно потратить много времени на изучение столь далекой для европейца восточной культуры, познакомиться с основами японского языка, иероглифики, изучить историю страны, основы буддизма, синтоизма, конфуцианства, пройти курс молодого бойца в школе кэндо, провести месяц в Японии, желательно вне Токио, а также получить представление о чайной церемонии, японской поэзии и живописи.

Очень уж сложно это выполнить, но проблема в том, что Восток очень далек от западного сознания и требуется реальное погружение в восточную культуру, чтобы можно было прийти к чему-то существенному.

Вот поэтому столь живучи на Западе иллюзии в отношении многих аспектов восточной жизни.
Не следует восхищаться самураями, лишь посмотрев фильм 'Семь самураев' Акира Куросава. Фильм во всех отношениях выдающийся, но снят он был много лет назад, когда и в кино Советского Союза и в мировом кинематографе властвовали предельно положительные герои, побеждавшие откровенное зло.

Время было такое!

На самом деле в истории средневековой Японии столько измен, подлости, мздоимстава, казнокрадства, что тюрьмы у них никогда не переводились.

Судите сами. Сёгунат Асикага возник в результате предательства, сёгунат Токугава - аналогично. Причем, если Асикага Такаудзи лишь совершил измену единожды, то Токугава Иэясу, присягнув на верность совсем юному сыну правителя Тоётоми Хидэёси и письменно подтвердив это, то впоследствии утопил в крови всех, кто этой клятве остался верен.

Именно эти правители и им подобные, чрезвычайно заинтересованные в преданности подчиненных, чего так не хватало, насаждали в среде воинов культ чести, одним из элементов которого была преданность господину.

Выдвину неожиданное предположение о причинах подобного хода истории. Японцы не были христианами, не клялись на Христе, не имели схожей с европейскими народами шкалы моральных ценностей.

И сегодня в Японии говорят, что делать плохие поступки нельзя, но если никто не видит и не узнает, то можно. Вот такая темная сторона их общественной морали. А еще в японском обществе важно добиться успеха и быть признанным, оцененным, чтобы обращались на 'сэнсэй'.
Если я буду так продолжать, то приду к заключению, что 'цель оправдывает средства', и буду недалек от истины.

Мои не столь детализированные знания истории европейских народов все же позволяют мне считать, что предательства в политике и измены на поле боя не были в средневековой Европе распространены столь сильно, как на Востоке, и Дальнем то же.

Почитайте лишь названия китайских стратагем (руководств к выживанию): 'Убить чужим ножом', 'Грабить во время пожара', 'На востоке поднимать шум, нападать на западе', 'Скрывать за улыбкой кинжал', 'Сманить тигра с горы в долину' и другие.

Во всем этом присутствует изощренное коварство, граничащее с подлостью, но местная религия не видит в этом предосудительного, или не имеет веса (уж если буддистские монахи были солдатами и проливали кровь своих многочисленных врагов:).

Японцы, во всем копировавшие китайские обычаи и нравы, и, как считал японист В.М. Мендрин, изуродовавшие китайскую культуру, воспринимали подобную логику на ура. Как известно, больше всего кричит 'пожар' тот, кто поджег, и о морали говорит тот, кто не в силах обуздать свою похоть, так и с понятием верности вассала сюзерену японцы демонстрируют свое несовершенство:

Хотя если почитать Басё и Мурасаки Сикибу, то люди они все тонкие и деликатные. Короче, Восток - дело тонкое, Петруха!
Теперь поговорим непосредственно о японских мечах. Мне довелось видеть их не один десяток, и среди них встречались выдающиеся экземпляры как с позиции значимости в истории этого искусства отдельно взятого кузнеца или школы, к которой относился тот или иной клинок, так и с позиции почтительного отношения к возрасту изделий, которым не одна и не три сотни лет.

Хочу заявить, что среди японских мечей большая часть - вещи совершенно утилитарные, не блещущие ни красотой линий, ни качеством закалки, ни общей сохранностью. Такого количества сколов лезвия, как у японских мечей, я не видел ни у ятаганов, ни у шашек, ни у прочего холодного оружия.

Есть клинки откровенно гнутые и затем выпрямленные, есть бездарно сбалансированные. Я был рад прочитать в одной японской книге, что оружие во времена гражданских войн было очень простое, изнашивалось быстро, и его не жалели.

Это мне понравилось, потому что так и должно быть по природе вещей, а из возраста сказок я давно вышел. Еще я нашел информацию, что полировать мечи, как это принято сегодня, начали в период Эдо, то есть в мирное время.

Оно и понятно - зачем 'напрягать' полировщиков, если завтра предстоит сражение с соседним феодалом, послезавтра зачистка своих пограничных селений, а в воскресенье - нападение на мятежный монастырь.

Тут не до красоты, выжить бы! Итак, японское оружие в массе своей было столь же утилитарно, посредственно по качеству и неброско, как и во всем мире.

Поговорим о японских кузнецах, чье творчество окутано завесой мистики и сложных обрядов, логику которых обнаружить подчас невозможно. Например, говорят, что ковали эти кузнецы один клинок по пять лет.

Поэтому такой клинок был исключительно высокого качества. Но на что жили и покупали рис их жены, чтобы прокормить ораву детишек (умирали они в средневековой Японии очень часто)?

Значит, их мечи были очень дорогие. Значит, самураи были очень богатые. Самураев было много (богатых самураев), всем им надо было по два меча, значит, кузнецов было очень много.

В общем, все богаты и всем хорошо. Только почему столько крови было пролито в гражданских войнах? Да потому что не было ничего перечисленного.

В японской истории кузнецы редко были самостоятельны и независимы, искали покровительства у влиятельных персон и работали на своих покровителей день и ночь. Ни один заказчик не стал бы ждать исполнения заказа пять лет и не содержал армию кузнецов, работавших столь медленно.

Да и работать над клинком пять лет невозможно - 'уморишь' сталь, выгорит из нее весь углерод, кочерга получится, и кто хоть капельку разбирается в материаловедении, согласится со мной.

Ковать надо столько, сколько нужно, лишь бы без ошибок. А мастер потому мастер, что ошибок не допускает. От кузнеца Масамунэ из Сагами (14 в.) сохранилось 59 клинков. Если бы он ковал по одну клинку в год, это уже много.

На самом деле клинок куется за одну-две недели, и нечего здесь мудрить. А если начались активные боевые действия и оружия требуется много, то клинки можно делать и по два в день, лишь бы молотобойцев было больше, да помощников всяких.

Правда, качество от всей этой спешки падает, что и имело место регулярно. Кстати, кузнец Цуда Сукэхиро за 25 лет работы сделал 1620 клинков!
Теперь - о рубке железных оград и каменных столбиков. Действительно, есть документальный фильм, где фехтовальщик перерубает мечем ствол пулемета, говорят что кузнец Котэцу мечем отколол кусок каменного столба, что кузнец перерубил мечем железную цепь на дверях храма.

Эти исключения лишь подтверждают правило, что это нетипичные явления. А типично было испытывать мечи рубкой рисовой соломы, вымоченной в воде и свернутой в рулоны, чего было достаточно, чтобы рядовому фехтовальщику сломать рядовой меч, а в случае выдающихся мечей - рубкой медных и железных пластин, шлемов и трупов.

Ствол же пулемета перерубили для поднятия воинского духа солдат, которые этот фильм смотрели, а мне очень хочется знать, что стало с лезвием того меча. А еще здесь уместно упомянуть следующее - хотя все самураи с детства владели оружием, тестовую рубку предпочитали перепоручать специалистам.

Это как боксер - на кулаках дерется, но кирпичи ломать - узкая специализация. Значит, не все мечи и не в руках любого, даже хорошего фехтовальщика, выдержат подобные испытания.
Кстати, твердость японских мечей 57-60 единиц по шкале Роквелла, то есть они лишь чуть мягче напильника (вот почему у них так много сколов закаленного лезвия), а булатные клинки из индо-мусульманского региона нередко тверже их на пять единиц и это не сопровождается потерей прочности.
Перейдем к декору японских мечей. Менее прочных оправ клинков я просто не знаю! Деревянные клееные ножны легко рассыхаются по стыку, лопаются и бьются.

Чем эффектнее лаковое украшение ножен, тем заметнее любые повреждения на них. Сами лаки подвержены скалыванию и осыпанию.

Но больше всего меня удивляет манера оплетения рукоятей шелковой тесьмой. Это вообще недолговечная вещь - многие экземпляры столь ветхи, что достаточно потянуть на себя, как эта труха рвется.

Рукояти мечей в Японии переплетались регулярно и по ним нельзя судить о возрасте изделия. То же было и с ножнами, которые делались неоднократно.

Так что с японскими мечами не получится поступить как, например, с итальянскими стилетами в Рыцарском зале Эрмитажа, - пришел и посмотрел, вот они, лежат под стеклом, рукояти, изящно обвиты серебряными косичками когда-то в Венеции или Милане. Так и лежат сегодня.
Кстати, не могу удержаться от критики японского доспеха - в его многочисленных щелях, зазорах и швах плодилось так много кровососущих насекомых! Еще Ода Нобунага в 16 веке предпочел надеть европейскую кирасу, а впоследствии европейский доспех японцы широко использовали.
Теперь поговорим о ниндзя. Уже наряд этого средневекового спецназовца вызывает кривую ухмылку. Раствориться в толпе этому горе-шпиону не удастся. А что делать с его прямым мечем с квадратной цуба?

Очевидно, самураи были слабы на голову, раз использовали изогнутые клинки, а не прямые, как ниндзя. Ведь ниндзя все делали лучше. А еще у ниндзя были свои военные базы в горах и свои кузнецы.

С трудом представляю, что воинственные феодалы терпели на своих территориях опасные объединения спецназовцев, не подчинявшихся им, а еще труднее представить, что вопреки всем препонам местных правителей ниндзя удавалось подвозить в необходимом количестве руду и древесный уголь для ковки.

Это не Шербурский лес и не Сибирь, в Японии земли мало и люди издревле жили кучно. Ни разу я не видел, даже на рисованных иллюстрациях в средневековых японских книгах о мечах, не говоря об экспозициях музеев или оружейных аукционов, хоть один типичный меч ниндзя. Лично для меня это приведение - все говорят, но никто не подтвердил, что это есть.

Сомнительная ценность статей о японских мечах в Рунете

Со времени публикации моей статьи 'Сомнительная исключительность японских мечей' прошло достаточно много времени.

В Рамблере, при запросе темы 'японский меч', эта статья все еще 'вылезает' в первых 15 адресах - значит она актуальна. Люди жаждут правды и свободы от оков предрассудков.

Поэтому я поразился своим находкам - от скуки 'побродил' в Рунете по страницам, где освещается тема японского меча (более 60) и столкнулся с таким объемом 'дремучести', что сел печатать данную статью.
Одно дело ошибки авторов, порожденные незнанием темы. Я считаю это простительным.

Но когда порют явную чушь, не согласующуюся просто-напросто со здравым смыслом, этого терпеть уже нет сил. Не в состоянии сдерживать иронию и горький смех, я набираю этот текст и думаю, как он будет воспринят хозяевами тех самых сайтов.

Кто-то обозлится, кто-то поблагодарит меня, самые умные промолчат, так как по законам пиара антиреклама - самая лучшая реклама. Но мне вся эта суета безразлична. Лишь не хакните мой сайт в отместку!

Итак...
Начнем с сайта с многообещающим названием www.professional.spb.ru. Здесь мы читаем 'японский меч изготовлялся всегда людьми, принадлежавшими к господствующему классу, и был в феодальное время выражением во всех отношениях привилегий этого класса. Ковали мечи обычно родственники самураев или придворных'.

Бедные родственники самураев - может, они хотели стихи писать, а им приходилось в копоти и с ожогами ковать мечи для своих дядей да свекров.

А сами они кто были? Самураи? Или простолюдины? Кто у самураев мог быть в родственниках? Уж точно не главный говночерпий города.

Ведь professional нам заявил, что это люди из дворянского сословия. Значит, японские дворяне сами себя обслуживали. В таком случае крестьяне лузгали семечки и со стороны обсуждали: 'Глянь, как этот самураюшка себя кувалдой по ноге звизданул!'.

Глупость это все, если подумать головой хоть капельку. А было вот как - оружейники входили в объединения мастеров 'бэ', вроде европейских гильдий мастеров.

Они могли иметь почет, достаток, звания, но обслуживали правящий класс, как это было во всем мире в средние века. А самураи ковали мечи, если имели к этому склонность, даже императоры этим увлекались, но, подчеркиваю, реальной практической причины в подобной практике никогда не было.
У тех же professional далее узнаем, что 'длинный меч предназначался для ведения боевых действий, короткий - для отрезания голов убитых и харакири'.

Так и хочется спросить - люди, вы в руках вакидзаси держали? Он легкий и верткий, резать им головы неудобно, кухонный нож и то удобнее.

Вакидзаси - оружие для боя в стесненных условиях и помощник для большого меча, хороший инструмент для блока атакующего меча неприятеля.

А для харакири использовался острый нож определенной длины, здесь вакидзаси не подходит, он толще ножа, длиннее и тяжелее. Если вспороть им живот, то можно задеть изнутри позвоночник, наступит шок и харакири не состоится.

Так что использование вакидаси в этих целях - мера вынужденная и не отвечает его прямому назначению.
Там же читаем, что 'когай использовался также для того, чтобы укрепить голову убитого врага на поясе'. Дорогие профессионалы, можно на рисунках показать, как вы это делаете - палка в голове, голова в седле. Мне не понятно!
На сайте www.zeughaus.narod.ru мы узнаем, что 'так как процесс изготовления самурайского меча мог занять до десяти лет, число таких полос могло достигать нескольких миллионов. В дальнейшем клинок шлифовался и подвергался закалке. Такие клинки не уступали дамасским и считались лучшими на всем Дальнем Востоке'.

Во-первых, годами не ковали (см. мою статью про исключительность), во-вторых, миллион слоев можно сделать за пару-тройку дней, а вот насчет того, что это best of the best, хочется узнать - кто проводил Олимпиаду? Кто рубил, резал и прочее? А в ответ тишина...
Там же читаем про доспехи. 'Японские доспехи были очень удобны. Состоявшие из отдельных пластин, скрепленных между собой шелковыми шнурами, они делали возможным свободное перемещение самурая. Их было легче приспособить к любой фигуре, нежели западноевропейские латы, изготовлявшиеся по индивидуальному заказу. Поэтому японское обмундирование передавалось по наследству от отца к сыну'.

Опять-таки, щупали авторы этот доспех хоть раз? Сперва хочется узнать - самурай разве выёгивается на поле боя, сидит в позе лотоса, закладывает пятки за голову? Зачем такая подвижность доспеха нужна. Он должен быть плотным, чтобы наконечник копья и стрелы не пролез.

А еще плотность дает дополнительную жесткость - одну спичку сломать можно, а десять - вряд-ли.

А передавали их по наследству, потому что иначе и быть не могло, это доспехи отца, деда и прадеда.

Так у нас всех есть крестик, книга или иконка от прапрабабки, наша связь с предками.
Вообще, на указанных двух и на многих других напечатана одна и та же статья, содержащая множество нелепостей.

Нашел я ее и на www.fido.sakhalin, где говорится, что 'катана ... в саму Японию эта форма меча пришла из Кореи, и в японских хрониках VII-XIII вв. такой меч назывался "корейским'.

Люди, это все враги нам шепчут, не верьте ушам своим. Корейские мечи прямые, а катана сами знаете какие, да и появились они в 14 веке.

Еще нам сахалинцы объясняют, что 'катаной называется такой длинный меч, который носится в ножнах, заткнутым за пояс лезвием вверх, и выхватывается из ножен, обнажаясь, движением сверху вниз'.

Нельзя обнажать меч движением сверху-вниз, разве что если это Гулливер против лиллипутов. Катана обнажается движением вперед, а техника иаи, удар мечем из ножен, может осуществляться как сверху-вниз, так и слева-направо, а может и еще как-то, но это лишь частные моменты.

'Ношение катаны за поясом лезвием вверх позволяет удобно вытаскивать ее не только правой, но и левой рукой' - а тати извлечь левой рукой не пробовали? В цирке много чего показывают, но это не связано с прозой жизни. Жалею, что не сохранил данные о сайте, где было написано, что катана удобно отбивать летящие пули. Это из тех же фокусов.
Наконец, на том же сайте читаем, что 'цуба малого меча могла иметь дополнительные прорези для вкладывания в его ножны дополнительных ножей - метательной кодзуки и хозяйственного когая'.

Ножик кодзука метать можно, но лучше использовать согласно назначению - это перочиный нож. Когай никогда ножом не была, это игла. Если автор хочет ею попробовать нарезать ветчину, то я могу ему сказать одно 'Пилите, Шура, пилите!'.
На сайте www.imau.ictta.ru говорится, что 'на ранних этапах истории Японии меч воина кэн или цуруги был двуручным и тяжелым и носился за спиной, прикрепляясь наискось. Вес и неудобство такого оружия диктовали создание более совершенного его вида'.

На самом деле мечи кэн были разной длины, одно и двуручные, короткие и длинные, тонкие и широкие, соответственно и вес их сильно различался. Что касается манеры ношения, то нигде ни разу я не видел оправ для ношения за спиной. Это атрибут средневековый. Ни вес, ни удобство не диктовали перемен, только тактика боя.

'Даже сегодня кузнецы, изготавливающие это оружие, считаются национальным достоянием и, как хранители традиции, получают от государства дотации. В прошлом же эти люди безмерно уважались и почитались почти как культовые личности. Создателями мечей могли быть лица только благородного происхождения'.

Национальное достояние - это японское почетное звание, вроде Героя социалистического труда Японии. Надо очень много таланта и сил потратить, чтобы удостоиться такой награды.

Среди кузнецов мечей их не больше, чем среди изготовителей традиционной японской посуды. Насчет госдотаций то же сомнительно.

Кузнецов опекает государственная организация NBTHK, она проводит конкурсы, продает кузнецам особую сталь для ковки мечей, проводит атрибуцию клинков и проч. Но легкой жизни у кузнецов нет.

Про чушь о благородном происхождении кузнецов уже сказано выше.
'Все стадии изготовления были настолько сложны, что иногда вместе с именем мастера на ручке клинка ставилось имя закальщика или полировщика'.

Ни разу не видел, может и есть, но это исключение из правил.

'На ножнах ставился фамильный герб владельца, а сами они оборачивались в тигровую, оленью или медвежью шкуру для защиты клинка от дождя и снега'. Пробовал ли автор высушить медвежью шкуру, промокшую в дождь?

Почему это клинок в деревянных ножнах от влаги не защищен, а если эти же ножны обернуты шкурой, то вдруг стал защищен? Бред какой-то!

Шкура на ножнах дозволялась особо храбрым воинам и была их отличительным признаком, как солдатский георгиевский крест или как определенные перья в головном уборе индецев.

'В ножны катана через гарду вкладывались небольшие ножи - когатана, а также когай'.

Катана - редко, это традиционные элементы вакидзаси. Опять когаи оказался ножом.
Весь этот мусор перепечатан и на www.nikros.narod.ru, и на www.savvatin.boom.ru , и на www.klinokmag.com.ua, и на www.medievalfortress.com, и на www.aikidoka.ru.

В последнем ресурсе сказано, что 'клинки, созданные японскими мастерами, считались и считаются лучшими за всю историю производства клинкового оружия'.

Сколько персидских булатов автор перерубил самурайским мечем?

Там же: 'центр тяжести у катаны смещен к острию, что значительно облегчает нанесение рубящих ударов'. Люди, не верьте! Японские мечи очень разные, но чаще всего у них удар секущий, а не рубящий, так что центр тяжести ближе к рукояти.
На сайте с многообещающим названием www.medievalfortress.com утверждается , что 'Кен - прямой меч китайского происхождения, который японцы использовали в VIII в. На его основе возникли дайшо'.

Как на основе прямого обоюдоострого меча могла возникнуть пара однолезвийных изогнутых мечей, выше моего разума, тем более что между ними почти 800 лет истории.

К тому же этот сайт грешит безумной транскрипцией японских терминов, переведенных на русский с английского - многое просто не узнать.

Ресурс www.rusknife.ru информирует, что 'с 14-15 веков мечи стали носить за поясом и называться они стали "дайсе-госираэ" (буквально "большой и малый")'. Достаточно посмотреть японо-любой словарь, где косираэ (госираэ) переводится как оправа. Не корректно как-то выражаетесь, господа.
Порадовал меня сайт www.klinokmag.com.ua . Там я узнал, что 'лучшие японские оружейники иногда намеренно не клеймили свои мечи, считая, что оружие само достаточно расскажет о том, кто его сделал. А человеку, который не способен это понять, и знать незачем, кем создан меч'.

А и правда, зачем всяким тупицам знать авторство меча, от которого зависит их жизнь. Среди этих недостойных были главы кланов, многие даймё, сёгуны, содержавшие при себе экспертов мечей, а также все специалисты NBTHK, в наши дни, спорящие об авторстве неподписанных клинков.

Кстати, среди шедевров неподписанные клинки были сделаны Масамунэ и Садамунэ, еще монахами Сэндзюин. В подавляющем же большинстве клинки подписаны. Или это недостойные работы?

'Поскольку качество клинка зависило от количества слоев стали с разным содержанием углерода, проковка повторялась десятки и даже сотни раз, так что изготовление одного меча занимало порой долгие месяцы и даже годы. Продолжительность работы являлась, так сказать, гарантией качества'.

Отсылаю читателей к моей статье про исключительность, а вот последняя фраза меня развеселила. Это что-то из социалистического хозяйствования - долгострой какой-то.
'Неувядаемой славой окружены имена двух талантливых оружейников XIV в. Мурамаса и Масамунэ. Их имена были воспеты в поэтической легенде, в которой передана идея Меча в двух его ипостасях - меч разящий и меч, предотвращающий столкновение. Для того чтобы сравнить качество исполнения мечей Масамунэ и Мурамаса, клинки вонзили в дно ручья'.

Эти два имени так затаскали, словно два порножурнала в солдатской казарме, все засалено, рваное и мятое. Ученые знают, что эти кузнецы не встречались никогда и штаны у ручья не просиживали.

Это как рыцарская 'Песнь о Роланде', где он воспет как доблестный победитель сарацинов, павший смертью храбрых на поле боя, хотя в реальной жизни этого не было и в помине.
Развеселил меня сайт www.savvatin.boom.ru, особенно прочтения японских терминов. 'Древний период (чокуто) (до 900 г. н.э.)'.

Не сразу я догадался, что речь о тёку-то (прямые мечи).

'Они плохой закалки, хотя делаются из стали'. А бронзу закаливать не пробовали? 'Кузнечные школы 5 провинций - Бизен, Ямаширо, Ямато, Сошу и Мино'.

Что за провинция Сошу? Здесь так писать не корректно, так как Сосю является сокращением от названия провинции Сагами. Тогда уж давайте сокращенные названия всех провинций... В любом случае слово Сосю на карте не найдете. 'Поскольку Бизен близка к континенту, считается, что искусство ковки мечей появилось там очень рано. Условия для кузнецов в Бизен были идеальными'.

Как мило по-русски звучит провинция Бидзэн. А насколько же близка она к континенту? Может остров Окинава поближе будет. Вот где должны быть идеальные условия.

'Наиболее частыми титулами были Суке, Джо, Дайджо и Ками'.

Джо и Дайджо, прямо дожи венецианские какие-то.
А теперь открытие! 'Современный период (Син-Синто) (после 1868 г. н.э.)... С тех пор не было ни одного великого кузнеца'.

Вообще-то после указанного года начались мечи Гэндай-то, а син-син-то в этом году закончились. А насчет кузнецов... например, Гассан Садакацу, Сэйхо Сумитани и др.
Перейдем к питерскому источнику www.shinkai.spb.ru. 'Во время вторжения монголов в 1274 и 1281 гг., была обнаружена слабость в конструкции меча: кончик, был, особенно уязвим, по отношению к цепным кольчугам, которые носили захватчики, и отламывался, нарушая режущую силу лезвия.

Горо Мюдо Масамуне устранил этот недостаток путём одновременного отпускания и заострения лезвия; ранее кончик закаливался и обрабатывался отдельно, что вызывало появление линий слабости в металле.

Открытие Масамуне было принято всеми ведущими мастерами, и гордость первооткрывателя была такова, что он никогда не подписывал свои клинки, полагая, что их качество само определит автора!'.

Так и хочется воскликнуть: Автора! На мой взгляд, тут вообще ничего нельзя понять. От кольчуг ломается кончик, а от панцирей нет?

Но у японцев всегда были кольчуги в доспехах - на рукавах особенно. А как можно одновременно заострять и отпускать кончик. Первое - работа шлифовщика, второе - операция термообработки.

Как кончик мог раннее закаливаться и обрабатываться отдельно. Приклеивали его потом, что-ли?

Если все написаное принять за чистую монету, то этот Мюдо не Мюдо, а натуральный Мудо, хотя в жизни Масамунэ был Нюдо, то есть монах, живущий в миру, а значит чувства гордости он избегал.

Не подписывался он потому, что обслуживал самих сёгунов Минамото и регентов Ходзю - у этих полунебесных правителей не могло быть предметов, оскверненных подписями ремесленников.

На этом сайте я обнаружил хит сезона: 'В эпоху Намбокучо (1336-1392) раскол в престолонаследии привёл к жестокой вражде между Северным и Южным императорами. В это время длинный меч, или ТАЧИ (tachi), был заменён более коротким и лёгким КАТАНА'.

Вот так новость! Эпоха Намбокутё характеризуется как раз очень крупным, прямо таки гигантским оружием. Катана, действительно появились в это время, но носили их безродные простолюдины и всякие бродяги, но никак не воины.
На сайте www.smacker-hp.narod.ru имеется словарь терминов, причем не только японских.

Я остановился на страничке с буквой 'Х'. С меня этого хватило:

'Хабаки - кольцо, с помощью которого осуществляется крепление клинка японского клинкового оружия.

Хаи-хочо - нож с однолезвийным прямым широким клинком длиной две трети черена. Общая длина 200 мм.

Хамидаси - танто, имеющий рудиментарную цубу в виде валика.

Хамидаши - тип японского кинжала йорой-доши с половинной цубой.

Хиразукури - японский прямой изотерический меч.

Ходзю - японский меч, разновидность кэна'.
Что ни термин, то открытие.

Хабаки не кольцо, а плоская муфта, хаи-хочо на самом деле хо-то (кухонный нож) и его отличительная черта не то, что указанно, а совсем незначительная толщина - как у кухонных ножей.

Хамидаси и хамидаши - вообще мусор какой-то, даже не разобрать.

Хамидаси означает половинную, миниатюрную цуба и входит в названия клинков с такой гардой. Больше ничего.

Хиразукури, вернее хирадзукури означает плоский клинок, без ребра синоги, а не прямой клинок. Плоский клинок может быть и изогнут.

Ходзю - не меч, а обьемная цуба на мечах кэн.

Теперь отправимся к последователям Морихэя Уэсибы.

На сайте www.aikidoka.ru я узнал, что 'применение когая было более широким. Он мог служить как хаси при еде... или ложечки для чистки уха'.

Ух ты!

Хаси - палочки для еды, их всегда две. Как есть одной палкой вместо двух, сайт не говорит. Это сделаю я - когаи могла состоять из двух продольных половинок (вари-когаи). В этом случае их можно использовать для еды.

Но как ковырять в ухе - выше моего понимания.

Люди, не суйте иголки в уши. Хотя если вари-когаи расщепить на две половинки и засунуть в оба уха, можно развеселить друзей.
'Со временем цубы и украшения меча (эфесы - цука, головка рукоятки - футигасира, мэнуки и т.д.) стали изготовляться особыми мастерами'.

Цука не эфес, а деревянная рукоять, оплетенная шнуром, футигасира не головка рукояти, а пара деталей, фути и касира.
'В начале XVII в., после прекращения междоусобных войн и объединения страны под властью Токугава, в производстве мечей происходят значительные изменения. Этот вид оружия практически уже не применяется и становится лишь символом сословия воинов'.

Изменения происходили постоянно, но скорей всего здесь речь идет о смене кото-синто, что произошло в предыдущем веке.

А что касается отсутствия военных действий, то это натяжка. Страна уже не тонула в крови, но порядок поддерживался с помощью драконовских методов - диктатура, однако.
Ресурс www.ostmetal.info посвящен оправам мечей. Здесь я узнал, что магнолия, разновидность красного дерева, имеет белый цвет, что форма цуба мокко-гата (лепестки цветка дыни) переводится как скругленный крест, что поверхность мокумэ - результат обработки поверхности, хотя на самом деле это сплав разных металлов, травленный в кислоте - отсюда поверхностный узор.
Теперь отправимся к университетским или универсальным специалистам на сайт www.univ.uniyar.ac.ru. Здесь выложены впечатления человека, лично побывавшего в Японии и Музее мечей.

Он делится личными выводами от увиденного.
'Из-за своей отделки его (тати) нередко называют саблей, но это не так. Тати это все-таки меч. К его характерным особенностям может быть отнесена довольно значительная кривизна лезвия и внешняя отделка, в которой явственно прослеживаются китайские мотивы'.

Что есть сабля, что есть меч? Англичане все английское оружие называют мечами, даже сабли офицеров военно-морского флота.

Чужое оружие они могут назвать саблей или мечем, а свое только мечем. Такова их традиция. Нечто подобное есть и испанцев, и других народов.

Мы, называем, мечем прямой обоюдоострый клинок, саблей - однолезвийный изогнутый. Так что для нас японские клинки - сабли, но мешает мировая традиция и мы, следуем за ней, называя их мечами.

А причем здесь оправа? И китайские мотивы здесь присутствуют постольку-поскольку, японских несравненно больше.
'Тати носились либо воткнутым за пояс, либо подвешенным на поясе на специальной подвеске. Этот вид называется шира-тати'.

Что за шира такая. Если это сира-тати, то речь о мечах с оправами из блестящего серебра, если сири-тати, то это меч с ножнами, обернутыми шкурой животных. 'Средний по длинне меч называется вакидзаси. Не сведущие люди нередко ошибочно называют его коротким мечем'.

А как еще его надо называть, если в термине дайсё (большой и малый) элемент сё означает именно вакидзаси.
Затем автор пускается во все тяжкие, громя ничтожных безграмотных любителей японской экзотики, выкладывающих в интернете свои бредни и отсебятины.

Тут я обеими руками 'За', особенно когда читаю 'вся вина целиком лежит на авторах, дезинформирующих читателей'.

Кстати, откуда автор взял, что 'у старых мечей лезвие ломается где угодно, но только не у основания'?

В средневековой книге 'Гэмпэй Сэйсуйки' читаем: 'Когда Цуцуи-но Дзомё своим тати срубил шлем врага, твердость металла была такова, что его клинок не выдержал удара и разрушился в месте отверстия под запорный клинышек мэкуги'.

Самое вкусное я оставил на конец.

Сейчас я с особым вдохновением проанализирую материал, на момент написания данной статьи занимающий в Рамблере топовое место в поиске на слова запроса 'японский меч'.

Статья на стайте www.perfi.com называется 'Как сделать настоящий японский меч'. Это шедевр!!!!

'Тамахагане - название специальной пузырчатой стали, из которой изготавливают японские мечи. Ее производят из отборного металлического песка, который в расплавленном состоянии становится губчатым с множеством дырочек на поверхности. Для изготовления одного меча требуется 21 Тамахагане'. Тамахаганэ переводится как шаровая сталь. После того, как плавка завершена, извлекаются остывшие сплавки, естественным образом похожие на кулак или шар."

Какие-то пузырьки или дырочки (как мило, по девичьи звучит то, что металлурги называют пористостью или ноздреватостью кричного железа) в названии этой стали отсутствуют.

Что такое 21 Тамахагане - это мера веса или объема? А как мерить, если сплавки кричного железа бывают размером с орех и кулак?
'Затем следует процесс сжатия "Тамацубуши". Отборная сталь Тама подвергается первой стадии ковки. Маленькие кусочки собирают вместе и смешивают с раствором, затем в печи они расплавляются для ковки. Во время этой операции все пузырьки вытесняются, пока не исчезнут совсем, таким образом получают отличную твердую сталь для производства лезвия'.

У кузнецов не печь (не горшки они обжигают), а горн. Процесс сжатия или первичная ковка - язык совсем убогий. Сидели девки на плетне, лузгали семечки и треп вели.

Из этого текста я не увидел ничего, что свидетельствует о получении отличной стали для мечей (а не лезвий).

Но самый хит, писк, топ и проч. здесь - это некий раствор, с которым смешиваются кусочки. Что за раствор, из чего состоит, зачем нужен, какой консистенции наконец.

Если цементный, это один разговор, если раствор уксусной эссенции, то совсем другой. Тайна сия велика есть.

Автора на сцену!!!!!!!! Пузырьки у автора вытесняются. Пузырьки чего? Только что говорилось, что это множество дырочек. Читаем дальше...
'Процесс соединения этих различных сталей "Цукурикоми" особенность японского метода ковки. Имеется три типовых способа. Первый "Кохбуз"'.

Отчего же японского. Составные мечи были у древних римлян, викингов, крестоносцев и других народов.

Слово Кохбуз вообще не японское, арбуз какой-то. Я не сразу понял, что речь идет о методе ко-бусэ. Но все это цветочки.

Сейчас я буду вынужден цитировать сатирика Задорнова. 'Подождите смеяться. Я еще не все сказал. Главное впереди. Вдохните воздух поглубже. Вдохнули? Итак!': 'Перед тем как сталь застынет, на поверхность клинка накладывается специальная соль "Якибацучи", образуя декоративный волнистый узор "Цучитори"'.

Это как это?! Раскаленный клинок надо обмазать некой солью, отчего получим узор. Узор чего? Что за соль?

Сколько времени раскаленный клинок сохранит высокую температуру и не остынет. С какой же скоростью надо его обмазывать!

Еще раз автора на сцену!!!!!

На самом деле клинок после ковки оставляют в покое, дают остыть, затем обмазывают термостойкой пастой, созданной на основе глины и древесного угля, дают этой оболочке высохнуть, соскабливают вдоль лезвия покрытие (так правильнее всего - древний метод), и закаливают клинок в воде после нагрева в горне.

'Недостаточный нагрев проявляется на рисунке, он потеряет свою эффектность, перегрев разрушает структуру лезвия, разрушая его'.

Что за эффектность рисунка, когда от меча требуется практическая прочность. Если клинок при закалке нагрет недостаточно, он не закалится, лезвие выйдет мягким.

На кой ляд мне здесь эффектность лезвия. Перегрев, с другой стороны, делает лезвие чрезмерно твердым и хрупким. Никакая структура лезвия при этом не нарушается.

0


Вы здесь » The Dark Lions Forum » Холодное оружие » Катана